Консультация для родителей:
«Сотрудничество детского сада и семьи по
вопросам патриотического воспитания дошкольников».
Взаимодействие с родителями способствует
воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных
связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин.
Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно
приходить к детям» - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо запомнить при
работе воспитателя и с детьми, и с родителями.
Эта
работа по-прежнему актуальна и особенно трудна, в настоящее время. Она требует
большого такта и терпения, т. к. во многих (особенно молодых) семьях вопросы
воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую
вызывают лишь недоумение.
Родители
должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому
воспитанию детей, и не только в рамках семьи.
Очень
хорошо, когда в детском саду работают семейные клубы «Родной край»,
«Посиделки» и т. д. Занятия в таких клубах могут проводиться в разных формах.
Большое значение имеют семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и
культуры, а так же на предприятия, учреждения района, города; организация на
основе увиденного выставок и экспозиций, демонстрация снятых семейной
кинокамерой фильмов и т. д.
Важно
иметь в виду, что многие подлинные вещи, которые собранны детьми совместно с их
родителями, представляют большую ценность не только как исторический источник о
жизни и событиях прошлого, но и как мемориальный и реликвенный материал. При
этом реликвия может быть только семейной, например ордена и медали за трудовые
и боевые подвиги членов семьи, дипломы и грамоты, извещения о гибели на фронте
деда или прадеда («похоронка») и т. д.
В наши дни наблюдается значительное
усиление интереса людей к своей родословной – семейной генеалогии, естественное
желание знать прошлое семьи, свои национальные, сословные, профессиональные,
религиозные и географические корни, жизненный путь и судьбы членов рода в
разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям
осмысливать очень важные и глубокие постулаты:
1) корни
каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
2) семья
– хранительница национальных традиций;
3)
счастье семьи зависит от благополучия народа, общества, государства.
Интересным
может быть «мини – исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен
выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее территориальные
и временные рамки. Например, исследование не истории города вообще, а
исследование улицы (на которой находится детский сад или живут дети) или прошлого
дома и судеб его жителей и т.п.
Хорошо,
когда занятия семейных клубов включают в себя и какие-либо работы фольклорного
плана (разрисовки глиняных игрушек, народное плетение и т. д.), а также местные
традиционные праздники
(Колядки, Пасха).
Все это
приобщает детей к истории своего народа, своего родного города, своей родины.
При совместной работе с
родителями, возможно, использовать такие формы работы как:
- анкетирование
родителей;
-поддержание
групповых традиций совместным участием в них «Сладкий вечер», «Приглашаем
гостей»;
-индивидуальные консультации, беседы;
-круглый
стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина»;
- фотовыставки «Мой любимый город», «Самое красивое
место в нашем городе» «Игра и дети», «Мой любимый домашний питомец», «Мой
папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду»;
- совместное
творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков,
аппликаций);
- совместное создание взросло-детских проектов
«Летающая страна», «Кукла из маминой варежки», «Моя любимая кукла»;
- оформление
информационного стенда: рубрика «Пошли мне чтения доброго…», «О подвигах
наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом
воспитании);
- родительский
клуб («Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию старших
дошкольников»);
- встречи с интересными людьми.
Таким
образом, для успешного воспитания патриотических чувств, необходимо, чтобы дети
как можно раньше увидели патриотические взгляды своих родителей. Целесообразно
патриотическое воспитание детей организовывать во взаимодействии дошкольного
учреждения и семьи, одновременно с детьми и родителями. Необходимо
создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит
планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и
одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.
Патриотическое
воспитание начинается с дошкольного возраста.
Базой для воспитания патриотизма является работа
по нравственному воспитанию: развитие таких качеств как ответственность,
аккуратность, гуманность, трудолюбие, бережное отношение к вещам.
Ознакомление
дошкольников с родным городом позволяет обогащать представления детей о прошлом
и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости за людей,
которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному
краю. Целенаправленная работа по ознакомлению с
родным городом, родной культурой не только формируют любовь к традициям своего
народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Патриотическое
воспитание должно осуществляться в тесном сотрудничестве с семьей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий